KRASSOTA – серия работ современной художницы Вероники Пономаревой, известной своими проектами в Москве и Венеции: первая персональная выставка «ТЕССЕРАКТ» прошла в галерее «Триумф» в 2005 году, следующим летом последовал смелый проект «Окрошка», в котором портреты известных персон предстали в контрасте с оригинальным обрамлением (Владимир Путин был окружен погонами, а Михаил Прохоров – гирляндой из кукол Барби). В 2006 полотна Вероники стали достойными лотами благотворительного аукциона Charity Gallery наряду с работами Алексея Каллимы, Дианы Мачулиной, AES+F, Владимира Дубоссарского и Александра Виноградова. В проекте Love Time (2007) художница обратилась к физиологии человека и, соединив два абстрактных понятия – «время» и «любовь» — обнаружила на их стыке начало жизни, сакральное и вечное, но одновременно зыбкое и иллюзорное. В 16 Вероника начала изучать монументальную живопись в ВУЗе. Всего через 8 лет, в 2007, ее «Эмбрионы» из серии Love Time стали частью выставки «Зима как состояние души» (Winter as the State of Soul) – одного из проектов Венецианской Биеннале. Вероника Пономарева успешно сочетает творчество с масштабными социальными проектами: в 2008 по ее инициативе стартовала программа «Красота. Города» (2008), которая позволила талантливым молодым художникам в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону и еще семи городах России воплотить свои неординарные идеи на фасадах домов.
Новый проект KRASSOTA совершенно не похож на предыдущие: работы выполнены в жанре фотореализма — для России это явление не совсем обычное. Застывший Нью-Йорк украсил работы художников реалистов еще в конце 60-х, сегодня фотореализм переживает второй пик популярности благодаря технике «пиксельного реализма» Чака Клоуза. Его портреты, похожие вблизи на абстрактную мозаику, а также урбанистические пейзажи Ричарда Эстеса, уже стали классикой жанра. По сути, они близки поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу. Мир KRASSOTы Вероники Пономаревой получился далеким от кричащей актуальности, то и дело фигурирующей в модных проектах, — тем значительнее звучит призыв сосредоточится и увидеть прекрасное в простом и привычном. В серии KRASSOTA Вероника не пытается анализировать, ее взгляд выхватывает лишь то, что «просится» на картину. Задача зрителя – построить собственный контекст вокруг представленного и разобраться со своим настроением.
Вероника ставит знак равенства между понятиями красота и духовность: «Необходимость в красоте столь существенна в наши дни. Но, в то время, как история человечества собрала сокровищницу искусства, большинству наших современников эти ценности так мало знакомы, наш мир еще слишком беден красотой. В России миллионы людей живут в отсутствии каких-либо эстетических импульсов: в автомобилях, офисах, перед телевизором, среди безобразной архитектуры, заурядных киносценариев, пошлой музыки, желтой прессы и таких же бессодержательных книг. Между тем, именно красота радует мир. И именно теперь, когда человек теряет свою индивидуальность, поддаваясь массовому, кто-то должен спасать красоту.»
Спасти красоту – главная задача нового проекта Вероники Пономаревой: фрагменты застывшей реальности на ее полотнах полны спокойствия и внутренней силы, они приобретают символическое значение в попытке ответить на вопрос: что такое красота? «Красота духовна, она живет внутри нас», — говорит Вероника. Создавая портреты самых рядовых предметов и явлений, – городских многоэтажек, пустынных пляжей, пасмурного неба или дачных цветов, – Вероника вырезает из контекста и фиксирует в состоянии покоя объекты, эквивалентные в ее понимании абстрактному понятию «красота». В этих полотнах есть что-то от сюрреалистов Рене Магритта или Поля Дельво: атмосфера недосказанности, ощущение жизни, оставленной за кадром. Каждый из объектов, изображенных с фотографической точностью, остается «вещью в себе», образом, апеллирующим к личным ассоциациям. Масштабирование объектов по размеру полотна, статичность, резкие ракурсы и фотографическая точность – средства, призванные подчеркнуть величие отдельных деталей нелакированной реальности, остановить наш взгляд на отрывках повседневности.